49525 Почему Стэнли Кубрик считается великим режиссером
Почему Стэнли Кубрик считается великим режиссером

Почему Стэнли Кубрик считается великим режиссером

❤ 701 , Категория: Новости,   ⚑ 26 Июл 2018г

Егор Алексеев . 26 июля, 2018

26 июля 1928 года в Нью-Йорке на свет появился Стэнли Кубрик, человек которого со временем назовут одним из величайших режиссеров в истории кино. К 90-летнему юбилею мастера oKino.ua рассказывает, в чем особенность Кубрика и почему сегодня его имя произносят с обязательным содроганием.

Визуальная составляющая

Стэнли Кубрик

До того как прийти в кино, Кубрик сделал себе имя в мире фотографии. Фотографировать он начал еще в средней школе, а уже к 17 годам стал штатным фотографом журнала Look и пять лет снимал повседневную жизнь Нью-Йорка и его жителей. Именно через фотографию Кубрик попал в кино, где также уделял большое внимание визуальной составляющей, используя целый арсенал объективов, отдавая предпочтение сверхширокоформатным. Более того, для многих своих фильмов Стэнли Кубрик заказывал уникальные новинки. Например, для «Барри Линдона» он использовал 50-миллиметровый f/0.7 объектив, изначально собранный по заказу NASA. Наряду с медленным зумом (переход от общего плана к крупному в одном кадре) — это стало визитной карточкой его режиссерского стиля.

Новаторские приемы

кадр из фильма "Убийство"

Кубрика не случайно называют главным наследником Орсона Уэллса. Как и его великий предшественник («Гражданин Кейн» — один из любимых фильмов Кубрика), автор «Космической одиссеи» заново переосмысливал жанры, придумывал всяческие новаторские приемы и из раза в раз заставлял говорить о себе критиков, которые, стоит признать, любили его куда больше обычных зрителей. Причем если в первых двух своих фильмах Кубрик еще искал себя, то, начиная с «Убийства», он стал одним из главных новаторов Голливуда. В «Убийстве», например, режиссер буквально дал второе дыхание отживавшему свое жанру «нуар», использовав смещение действия во времени и смесь документального и игрового материалов. На тот момент подобное выглядело невиданной дерзостью.

Мультижанровасть

кадр из фильма "Доктор Стрейнджлав"

В Голливуде всегда любили четкость, в том числе и в жанровой принадлежности выпускаемых фильмов. Кубрик же наоборот никогда не признавал чистых жанров и всегда ратовал за эксперименты в искусстве. В основе большинства его фильмов — странное сочетание из черной комедии (любимая составляющая режиссера), ироничности повествования, пугающих ситуаций и неожиданного насилия. Так, в хорроре «Сияние» запросто уживаются комедийные и пугающие моменты, а «Заводной апельсин» из триллера о насилии то и дело скатывается в драму или все ту же черную комедию. Однако наиболее очевидный пример мультижанровости Кубрика — «Доктор Стрейнджлав», фильм, который сам он называл «сатирическим триллером» и которому просто невозможно дать классическое жанровое определение.

Перфекционизм

Кубрик на съемках "Сияния"

Стэнли Кубрика часто называют наибольшим перфекционистом в истории американского кино, а все, кто работал с ним, не раз отмечали его одержимость. Он мог запросто переснимать сто раз одну крошечную сцену, тратить годы на работу над сценарием, мчаться на край света ради записи какого-то необычного звука или съемки самого незначительного кадра. Однако вершиной его перфекционизма был монтаж. Будучи еще и знатным мизантропом, Кубрик любил надолго запираться в монтажной и месяцами перемонтировать одну и ту же сцену до тех пор, пока она не станет совершенной. Так в его фильмах стала появляться обязательная симметрия кадра и характерная для режиссера цветовая палитра.

Эротизм

кадр из фильма "Лолита"

Кубрик никогда не скрывал своего увлечения Фрейдом. Он также был отличным психологом и знал, что нужно зрителю. Отсюда и эротизм его кинолент. В них Кубрик избегал какой-то однозначности, любил недомолвки и мог с помощью незначительных, на первый взгляд, кадров добавить в историю нескрываемые сексуальные подтексты. Вершиной подобного являются фильмы «Лолита» и «С широко закрытыми глазами». Но даже в таком изысканном и камерном фильме, как «Барри Линдон» Кубрик умудрился вставить сцену, которую считают одной из наиболее эротичных в истории кино. Речь идет о моменте первого невинного поцелуя Барри и его будущей супруги. В то же время в «Докторе Стрейнджлаве» сексуальный подтекст, наоборот, подается в форме гротеска и абсурда, а финальный полет на ракете едва ли не приравнивается к половому акту.

Страх

фото со съемок фильма "Сияние"

В 1947 году в авиакатастрофе погиб друг Стэнли Кубрика, и ему по ошибке отправили обугленные останки вещей покойника. По словам режиссера, этот травмирующий эпизод навсегда повлиял на его жизнь. С одной стороны, у него появился страх авиаперелетов, с другой — тяга к затворничеству. Нашло это отражение и в его фильмах, где страх и всяческие фобии являются неизменными составляющими. Причем страх в фильмах Кубрика становится чем-то бессознательным, тем, что таится в каждом из нас и готово вырваться наружу в любой момент в результате какой-нибудь травмы. Все это нашло отражение в фильмах «Заводной апельсин» и «С широко закрытыми глазами», но вершиной здесь, конечно, стало «Сияние», кинокартина, которую даже сегодня называют одним из лучших хорроров в истории кино.

Война

фото со съемок фильма "Цельнометаллическая оболочка"

Кубрик всегда интересовался человеческими пороками и слабостями и именно поэтому так был одержим темой войны как некоего действа, где все это проявляется лучше всего. Отсюда, например, его увлеченность творчеством нацистских режиссеров — в том числе Файта Харлана, снявшего «Еврея Зюсса». Вместе с тем, будучи выходцем из еврейской семьи, Кубрик во многих своих работах продвигал антивоенные мотивы. Такое было в его дебютной ленте «День боя». Это же перешло и в картины «Доктор Стрейнджлав» (1964), «Тропы славы» (1957), «Спартак» (1960) и «Цельнометаллическая оболочка» (1987). Последний принято считать одним из лучших антивоенных фильмов в истории кино.


По теме: ( из рубрики Новости )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

5 × 1 =

наверх