48966 VR-кино и взгляд Бога от украинского победителя Каннского кинофестиваля
VR-кино и взгляд Бога от украинского победителя Каннского кинофестиваля

VR-кино и взгляд Бога от украинского победителя Каннского кинофестиваля

❤ 668 , Категория: Новости,   ⚑ 13 Июн 2018г

Юлия Кузнецова . 12 июня, 2018

Режиссер Игорь Стрембицкий, первый украинский обладатель «Золотой пальмовой ветви», спустя годы творческого молчания представил новую киноработу на недавнем кинофестивале «Молодость». Его серия фильмов под названием «Вівчарі» создана в формате, который еще только осваивается в мире, но с классическим кинематографическим мастерством.

«Вівчарі» — это цикл из четырех документальных картин, длительностью до 15 минут каждый, посвященных украинским пастухам в Карпатах. Выгодное отличие и одновременно преграда на пути к зрителю — формат. «Вівчарі» сняты в формате 360 градусов, или же VR-кино. Минимальный набор оборудования для просмотра новой работы Стрембицкого — смартфон, очки виртуальной реальности и наушники. Для презентации фильмов на «Молодости» в холле кинотеатра «Киев» сделали отдельную зону со свободно вращающимися креслами, но это уже дополнительные удобства — для просмотра достаточно лишь VR-гарнитуры. В Украине есть только один кинотеатр, где показывают VR-кино — открытый в Киеве в 2016 году на базе одного из новых сетевых кинотеатров, один из первых подобных в Восточной Европе вообще. Весь прошлый год фильм возили по зарубежным фестивалям, посвященным виртуальному кино или имеющим соответствующую номинацию, на пяти из подобных смотров «Вівчарів» наградили. И хоть интерес к подобному формату растет во всем мире, надеяться на прокат «Вівчарів», равноценный тому, что получают обычные 2D или 3D фильмы, не приходится. Другой и более эффективный путь картины Стрембицкого к зрителю — интернет. Уже сейчас все четыре серии «Вівчарів» можно посмотреть за деньги на Vimeo VR и в формате 360, зрителю необходима лишь VR-гарнитура, да сверить ее настройки с видео на сайте.

зона показа фильма «Вівчарі» на КМКФ "Молодость"

Идея сделать документальную ленту на 360 градусов о том, как украинские селяне уходят на сезон в Карпаты выпасать скот, пришла к продюсеру Оресту Борко. Он предложил проект Игорю Стрембицкому, который после награжденных в Каннах «Путников» и последующей короткометражки «Урок немецкого» лет десять ничего не выдавал на публику. Стрембицкий в свою очередь воодушевил друга и фотографа Ивана Черничкина отправиться в горы — сделать фотосерию с пастухами, попутно подбирая героев и идеи для будущего фильма. Работа над фильмом заняла больше года, хотя подготовка к съемкам и сам съемочный период заняли всего около трех месяцев.

Небольшая творческая группа фильма (помимо режиссера, оператора, звукорежиссера, это еще два человека, которые склеивали и обрабатывали материалы, плюс отвечающий за цветокоррекцию) начала работать в 2015 году, когда ни в Украине, ни в мире еще не было подходящих инструментов для VR-кино. Техническую сторону обеспечивала компания Verum Visum Кирилла Покутного, которая параллельно работала над еще одним VR-фильмом — «Чернобыль 360». Чтобы создать изображение на 360 градусов, необходимо было использовать одновременно шесть камер, расположенных так, чтобы каждая из них занимала одну грань куба — таким образом кадры одной и той же сцены снимались со всех четырех сторон, сверху и снизу. Со всеми шестью киноаппаратами справлялся дебютант Иван Черничкин, и к его операторской работе не придраться. Снятые в расширении 6к материалы с каждой камеры склеивались в один план, а попавшие в кадр крепления камер «замазывались» уже на постпродакшене.

промо фильма «Вівчарі» / Facebook, BO Cinema

От скромности или шутливо Стрембицкий назвал «Вівчарів» продюсерским фильмом, ссылаясь на идею Борко. Но «Вівчарі» — это не аттракцион, не проба новой технологии, не поделка, а настоящее кино, в чем заслуга, безусловно, режиссера. Около 30% отснятого материала оказалось в финальной версии, и именно монтаж и режиссерская мысль добавили художественную ценность привлекательной новой технологии. Каждая из четырех серий «Вівчарів» озаглавлена в честь одного из героев: «Иван», «Мыкола», «Володимир», «Иван и Петро». Но камера зафиксирована на дистанции от каждого из них, и почти не удается выделить или запомнить того или иного героя. Они все — коллективный образ пастуха, ежеминутно занятого физическим трудом. В фильмах нет клишированных пасторальных кадров с пасущимися овцами и отдыхающими на траве людьми. Если пастухи не занимаются непосредственно скотом, то они заготавливают древесину, делают сыр или занимаются другими делами, смысл которых не знакомому с пастушьим бытом человеку будет невдомек.

Стрембицкий не романтизирует Карпаты и своих героев: пастухи много матерятся, злятся на животных и, скажем честно, к природе относятся хозяйски-потребительски. Но режиссер в сложных многоплановых композициях представляет микрокосмос, в котором едино связаны живая и неживая природа, люди и их орудия труда. В этом есть что-то дохристианское, что-то древнее, утраченное из-за урбанизации и развития индустрии, очень экзотичное для горожанина, но без экзотики в ее глянцево-рекламном-«дискавери» понимании. «Вівчарі» близки к этнографическому кино, с той оговоркой, что последнее всегда имело авторский взгляд свысока, взгляд образованного туриста на отсталых аборигенов. Стрембицкий же робко, не вмешиваясь и не отвлекая, подсматривает за нашими современниками, занятие которых практически не изменило свой вид за сотни лет. И которые под конец сезона побреются, приведут себя в порядок, чтобы вернуться к цивилизации и обществу. Эти герои остаются равнодушны ко всем шести «киноокам», неуемно следящим за ними. Разве что любопытные овечки иной раз подойдут и уставятся прямо в объектив, вызывая у зрителя и чувство неловкости, и умиления. Да те же пастухи вечером, расслабившись за чаркой, начнут горланить песни с нескрываемым артистизмом, «на камеру».

Shepards. Ivan. Teaser I from BO cinema on Vimeo.

Автор нарочно отказался от этнического колорита в кадре, в первую очередь, от стандартного фольк-саундтрека с трембитами и сопилками, без которого невозможно представить, скажем, любой телевизионный фильм о Карпатах. В «Вівчарях» нет закадровой музыки, кроме разве что эмбиентного музыкального оформления для финала и титров каждой серии, составленного из естественных шумов — удачная творческая находка звукорежиссера Антона Галковского. А так зритель слышит только умиротворяющие бренчание колокольчиков на шеях скотины, треск колод, журчание ручья и радио в машине, хаотично прыгающее с одной волны на другую из-за специфического качества связи в горах.

Отсутствие кинематографического «декора», присущего научпопу или развлекательным VR-видео, помогает зрителю легче погрузиться в то, что он видит перед собой (не совсем уместно писать «происходящее на экране», так как «экран» тут окружает зрителя со всех сторон). «Вівчарі» — бестревожный созерцательный взгляд режиссера-антрополога. И взгляд этот за счет поля зрения, неограниченного четырехугольником кадра, приравнивается ко взгляду даже не участника (зритель, смотря вниз, не видит свои ноги — камера будто бы висит в воздухе), а невидимой сущности, какого-то божественного или мифологического существа, чье незаметное присутствие вполне вписывается в показанный в фильме мир, в котором человек, природа и труд не отчуждены друг от друга. Стрембицкий благодаря VR-технологии делится этим «божественным» взглядом со зрителем — это, пожалуй, пока самое ценное, что может предложить подобное кино.

SHEPHERDS from BO cinema on Vimeo.


По теме: ( из рубрики Новости )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

пять × один =

наверх