56323 Как самородок из Нальчика Кантемир Балагов стал надеждой российского кинематографа
Как самородок из Нальчика Кантемир Балагов стал надеждой российского кинематографа

Как самородок из Нальчика Кантемир Балагов стал надеждой российского кинематографа

❤ 438 , Категория: Звёзды,   ⚑ 22 Июн 2019г

Его называют новой надеждой российского кино — и не без основания, как бы ни отнекивался от ярлыков сам Кантемир. В 27 лет он снимает кино без оглядки на чужое мнение, с подкупающей искренностью и прямотой. Планка была задана два года назад, когда он показал в Каннах дебютный полный метр «Теснота», о родном Нальчике эпохи 90-х, и уехал с фестиваля с призом ФИПРЕССИ. Вторая картина режиссера, «Дылда» (в российском прокате идет с 20 июня), ушла еще дальше в прошлое: год 1945-й, первая послевоенная осень, подруги-зенитчицы — скромная Ия и бойкая Маша — учатся жить по правилам мирной жизни, которая оказывается не менее жестокой, чем война. О незнакомом ему периоде Кантемир рассказал с такой точностью и бесстрашием, что каннское жюри программы «Особый взгляд», увидевшее фильм первым, вручило ему награду за режиссуру. Впрочем, страх, по словам самого Балагова, в его работе все же присутствует: «В какой-то момент ты заходишь настолько далеко, что обратного пути уже нет, и, стиснув зубы, надо идти до конца».

Почему вы решили идти до конца именно в этот период и с этими двумя героинями?

Тема эта возникла, еще когда я учился в мастерской Александра Сокурова в Нальчике и прочел книгу Светланы Алексиевич («У войны не женское лицо». — Ред.). Просто понял, что хочу снять кино о женской судьбе в это время. Не было сценария, но была зацепка, которую я после «Тесноты» начал потихоньку обрамлять. Мы с моим соавтором Александром Тереховым быстро пришли к выводу, что история эта имеет смысл и силу именно в 40-е годы — когда медицина не была настолько развита, когда люди надеялись на чудо, а война была как никогда страшна. Даже по статистике именно в Великой Отечественной войне приняло участие наибольшее количество женщин: это и пехота, и зенитчицы, и медицинский персонал.

Обе актрисы стали открытием именно благодаря вашему фильму — как это случилось в свое время с Дарьей Жовнер из «Тесноты».

Да, Василиса и Вика — дебютантки, но это не какая-то моя прихоть. У меня нет установки, что я должен снимать только новые лица. Просто в актере я ищу личность — человека, который подойдет под характер персонажа. На кастинге, чтобы попасть в нужное эмоциональное состояние, все читали отрывок из Алексиевич — тяжелый, драматичный. Но мы просили говорить слова без бравады, с иронией и легким отстранением, такой личной самозащитой…

Девочки пришли в первый день проб, и это было удивительно: две главные героини — и сразу же нашлись. Конечно, мы проводили еще кастинги, чтобы убедиться, что поступили правильно. Но в итоге выбрали именно их.

КантемирДвух подруг-зенитчиц, вернувшихся с войны, в фильме «Дылда» сыг­ра­ли актрисы-дебютант­ки — Василиса Пе­ре­лыгина (Маша) и Виктория Мирош-ниченко (Ия)

Кантемир

Каннская публика принимала вас хорошо? Писали, что Ума Турман была недовольна излишней жестокостью одной из сцен в «Тесноте».

В этот раз уже после вручения приза за лучшую режиссуру ко мне подошла одна из участниц жюри и сказала, что решение присудить «Дылде» награду было единогласным. Самый же запоминающийся отзыв на картину вышел в издании Variety, и написала его женщина. Автор сравнила нарушение внутренних границ героев с территориальной разрухой в послевоенной Европе. Это был настолько красиво написанный финал, что невольно подумалось: «Неужели это снял я?» (Смеется.)

Два фильма, почетное звание члена жюри (в 2018 году Кантемир судил конкурс программы «Особый взгляд». — Ред.) — вас уже можно назвать каннским завсегдатаем.

Я здесь лишь четвертый раз. Впервые оказался на Круазетт в рамках программы Global Russians, представлял короткий метр. Тогда у меня было ощущение, что я попал на такую ярмарку тщеславия, но с годами начал в этом разубеждаться. То есть элемент Vanity Fair на фестивале, конечно, присутствует, но Канны прежде всего — это Мекка для кинематографистов: здесь 24 часа в сутки люди обсуждают фильмы. И именно здесь оказывается большая поддержка таким картинам, как мои: благодаря фестивалю у них может увеличиться количество зрителей.

Чувствуете, что изменились со времени своего старта на фестивале?

Появилась какая-то опора под ногами, но сам я, хочется верить, остался таким, как прежде. Образ жизни, хотя я и пере­ехал в Москву, тоже не поменялся — местами он все такой же скучный. (Улыбается.) Светская составляющая, к примеру, мне неинтересна: я пару раз походил на мероприятия, но быстро понял, что не мое.

КантемирФильм уже можно посмотреть в кинотеатрах 

А что интересно? Соцсети, другие зависимости XXI века?

Гаджеты — да, очень отвлекают от работы. Хотя в Instagram и YouTube я могу иногда и вдохновение поймать. А вот страницу на Facebook удалил: мне кажется, эта площадка придает твоему мнению мнимую важность. Там много лицемерия, негатива, неприятного. Понял, что не хочу общаться в таком формате.

То есть особых слабостей у вас нет?

Игры. Я очень люблю видеоигры, и они меня тоже. Для меня это такой способ расслабить голову, поэтому играю я часто. К примеру, во время съемок «Дылды» бывало такое напряжение, что хотелось просто немного порубиться, отключиться от реальности.

Вам наверняка не раз говорили, что после просмотра ваших фильмов поверить в возраст автора довольно трудно. А на сколько вы сами ощущаете себя в 27?

Наверное, это уже моветон — говорить молодому человеку, что он чувствует себя стариком. (Улыбается.) На цифру в паспорте я не смотрю, да и день рождения не отмечаю. Для меня это точка отсчета — ничего больше.

А что же вы делаете вместо празднования?

Работаю. Думаю над третьим фильмом — на этот раз действие будет происходить не в прошлом, а в наши дни. Что именно это будет, я еще не понял, но точно знаю — это история про Северный Кавказ.

Кантемир Балагов в цифрах

  • 25 — До этого возраста Кан­те­мир Балагов практически никуда не выезжал из родного Нальчика. Теперь же, благодаря успеху своих фильмов, режиссер — желанный гость на кинофестивалях всего мира.
  • 3 — На третий курс своей мастерской в Нальчике принял молодого человека режиссер Александр Сокуров, увидев веб-сериал Кантемира. «Ни­какого специального значения в этом нет — просто это был единственный набор и принять меня можно было только так», — говорит сам Кантемир.
  • 4 — Столько раз Кантемир побывал на Каннском кинофестивале. Впервые он при­ехал туда в 2015 году — представлять свой короткий метр «Первый я» в рамках программы Global Russians.
  • 2 — Столько цветов преобла­дают во втором фильме Балагова, «Дылда»: зеленый и красный. Первый, более присущий Ие, символизирует жизнь, в том числе и мирную. Красный, цвет Маши, — страсть, кровь, война.


По теме: ( из рубрики Звёзды )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

9 − 2 =

наверх