49200 Как правильно смотреть немое кино
Как правильно смотреть немое кино

Как правильно смотреть немое кино

❤ 834 , Категория: Новости,   ⚑ 27 Июн 2018г

Егор Алексеев . 27 июня, 2018

Современному зрителю все тяжелее воспринимать немое кино, отчего целый пласт культуры постепенно уходит в прошлое. И это при том, что по всему миру существуют специализированные кинофестивали, а каждый большой киносмотр считает делом чести включить в свою программу отреставрированные версии немой классики. Ностальгируя по великой эпохе, oKino.ua рассказывает, как и почему стоит смотреть немое кино.

Новаторские приемы

кадр из фильма "Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота", 1895

Все, что есть сегодня в кино, фактически изобрели в первые 20 лет его существования. Будь то многочисленные жанры, приемы или монтаж. Еще в ранних фильмах братьев Люмьер, снятых в конце 1890-х, можно легко найти элементы триллера, драмы и, разумеется, комедии. Тогда же огромной популярностью пользовались фильмы-тревелоги — зарисовки о путешествиях по разным экзотическим местам, что во многом предвосхитило документальные фильмы-путешествия и программы каналов Discovery и Travel Channel.

Противостояние между культурой и развлечением

кадр из фильма "Рождение нации"

В кино испокон веков существовала конкуренция между Францией и США, в том числе и за право называться родиной кино. На протяжении всего периода немого кино — то есть вплоть до конца 1920-х — эта конкуренция не утихала. Американцы тогда славились своими зрелищными картинами, в то же время именно во Франции о кино впервые заговорили как об искусстве. И если американца Дэвида Уорка Гриффита называют человеком, который изобрел алфавит кино (другими словами, первым на постоянной основе начал использовать традиционный сегодня монтаж и структуру), то французские режиссерs вроде Луи Деллюка и Жана Эпштейна были первыми знаковыми режиссерами-теоретиками, то есть такими себе Годарами и Трюффо немого кино.

Разнообразие

кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари"

Помимо кинематографа США и Франции существовало еще целое множество ярких национальных кинематографий, которые выделялись своими стилями и темами. Так, например, в начале 1910-х ключевым считалось кинематограф Италии, где были сняты первые великие пеплумы и масштабные исторические картины, во многом повлиявшие на последующие голливудские блокбастеры. В скандинавских странах в этот момент снимали сильные мелодрамы. А Германия стала родиной экспрессионизма, одного из ключевых направлений в кино 20-х годов, во многом повлиявшего на жанр хоррора и современные триллеры.

Большие истории малыми средствами

фото из кинотеатра начала ХХ века

Важная особенность немого кино — это умение рассказывать сложные истории малыми средствами, обходясь без обильного количества слов. Не имея современных возможностей, кинематографисты того периода буквально на ходу придумывали популярные в наше время приемы, находили способы вручную создавать хитрые спецэффекты и при помощи монтажа и образов передавать любые ощущения героев. Сегодня, когда в кино многое строится на словах и компьютерной графике, подобное обретает еще больше очарования.

Актерская игра

Лилиан Гиш

Одна из самых частых претензий к немому кино у современного зрителя — это неправдоподобная актерская игра. В какой-то мере так оно и есть, и многие режиссеры специально добивались от актеров экспрессивной манеры, что наряду с монтажом создавало особое настроение картины. Но в этом не было никакой оплошности или слабости — наоборот, подобная актерская игра — эта важная часть немого кино, одно из правил, которым оно следовало. И когда ты смотришь подобные фильмы — ты должен в первую очередь принять эти правила игры и не пытаться сравнивать их с современными.

Великие комедии

Чарли Чаплин

Немое кино действительно умело веселить, а среди самых популярных людей тогда были как раз комики. Двое самых известных из них — Бастер Китон и Чарли Чаплин. В 1910-20-х годах они конкурировали между собой, а выбор между ними со временем стал настоящим вопросом мировоззрения. Так Бастер Китон зачастую играл интеллигентного стоика, который смиренно принимает все удары жизни. Чаплин — немного нагловатого бродяжку, которому достаётся от жизни, но который вполне способен постоять за себя. В итоге карьера Чарли сложилась куда успешнее, а в 1952 году уже престарелые актеры вместе сыграли в грустной комедии «Месье Верду», режиссером которой выступил сам Чарли Чаплин.

Авангард

кадр из фильма "Человек с киноаппаратом"

Немое кино — это не только комедии и развлекательные фильмы, но и огромное количество авангардных шедевров, повлиявших на все последующее экспериментальное кино, артхаус и даже видеоклипы. Здесь, например, особняком стоит такой вид кино, как «городская симфония» — фильмы документальные по своей сути, экспериментальные по содержанию и поэтические по настроению. В них режиссеры (Дзига Вертов, Вальтер Руттман, Йорис Ивенс и многие другие) стремились не просто передать дух города, а с помощью монтажа, вдохновляемого импровизационными музыкальными композициями, показать его основные черты — например, эклектичность Берлина («Берлин — симфония большого города»), ночную магию Парижа («Электрические ночи»), или уличную какофонию весеннего Киева («Весной»).

Рассвет украинского кино

кадр из фильма "Земля"

Последнее десятилетие немого кино, 1920-е — начало 1930-х годов — ключевой период в истории украинского кино. Именно тогда существовало Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ), под эгидой которого снимали десятки новаторских картин. Среди них «Звенигора» и «Земля» Александра Довженко, «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, названный британским изданием Sign&Sound лучшим документальным фильмом в истории кино. Картины Ивана Кавалеридзе, Арнольда Кордюма, Николая Шпиковского, Георгия Тасина и многих других. Украинские фильмы в тот период пользовались популярностью во всем мире, собирали полные залы на родине и ни в чем не уступали иностранным аналогам.

Звезды

Ксения Десни

Сегодня в Голливуде существует огромное количество звезд, но мало кто из них может сравниться с киноиконами немого кино. Актрису Грету Гарбо буквально боготворил весь мир, так же как и Лилиан Гиш, Мэри Пикфорд, Асту Нильсен или Глорию Свонсон. А смерть Рудольфа Валентино, одного из первых секс-символов кино, вывела на улицу сотни тысяч людей и еще миллионы человек заставила рыдать по всему миру. Таким образом, немое кино стоит смотреть еще и ради его звезд, каждая из которых имела свой уникальный стиль или образ. И весьма символично, что среди этих самых звезд были и выходцы из Украины — например, уроженка черниговской области Ксения Десни, которая снялась в десятках фильмов в Германии и считалась там одной из главных киноикон.


По теме: ( из рубрики Новости )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

пять × 1 =

наверх